Родной край - Объекты культурного наследия
Областная филармония («Дом Ильича»)

Объект культурного наследия федерального значения - «Дом жилой («Дом Ильича»), 1925 г., расположен по адресу: г. Курск, ул. Перекальского, 1, под государственной охраной состоит в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176.

В 1900 году уездный Комитет попечительства о народной трезвости обратился в губернское земское собрание с просьбой помочь в строительстве в городе Курске Народного дома. В том же году произошло чрезвычайное заседание городской думы по вопросу об устройстве Народного дома в городе Курске, о чем сообщала  газета «Курские губернские ведомости», на территории на Георгиевской площади (в настоящее время Пролетарский сквер).

Однако, только через довольно продолжительный период времени, 19 апреля 1912 года был осуществлен безвозмездный отвод около четырех десятин земли за Московскими воротами, напротив недавно построенного здания женского епархиального училища, для постройки обществом трезвости Народного дома. Дума в своём постановлении оговорила условия, по которым среди членов администрации Народного дома находились представители Думы, а в случае прекращения деятельности общества трезвости имущество и строение перешло бы в распоряжение города.

Одновременно со строительством здания Народного дома предусматривалась разбивка рядом с этим зданием общественного сада в память 300-летия дома Романовых.

Завершение строительства и открытие здания, именованного как «Память 300-летия дома Романовых» предусматривалось к праздничным мероприятиям в 1913 году.

Авторами проекта являются три человека. Фасады здания проектировал известный в Курске гражданский инженер (коллежский секретарь) Богдан Грицианович Перетяткович, построивший к тому времени Летний театр Курского общественного клуба. Облик обоих общественных зданий близок к стилю позднего модерна, с элементами конструктивизма, в отличие от других зданий этого же автора, выполненных в псевдорусском стиле (Георгиевская церковь в селе Березовке Обоянского уезда Курской губернии).  Технический надзор за строительством осуществлял гражданский инженер (губернский инженер строительного отделения Курского губернского правления) Яков Платонович Максимович. Инженер-технолог Кулябко Владимир Григорьевич разрабатывал планировку здания и конструктивную схему.

Расположенную рядом территорию бывшей Десято-Пятницкой площади  планировали превратить в оригинальный комплекс культуры. Проектом предусматривался парк для гуляний с садом. В саду предполагалось устроить музыкальную ротонду (эстраду), летний театр, здание кинематографа, спортивные и детские площадки. Отводилось место для учебного огорода и сада с бесплатной школой для садоводов и огородников. В самом здании предполагалось разместить музыкальные классы и амбулаторию для запойных алкоголиков.

Само здание возводилось в центре протяженного участка по оси северо-запад-юго-восток с небольшим смещением от красной линии улицы. При этом, здание не включалось в какой либо имеющийся ансамбль застройки, а проектировалось как градостроительная доминанта, окруженная с двух сторон зелеными насаждениями парковой зоны. Главный фасад был ориентирован  на трассу улицы Ямская гора, а само здание было вытянуто вглубь участка в сторону Скорняковского переулка. По диагонали от здания располагались Московские ворот и здания арестантского отделения – являвшиеся центральными ориентирами площади. За Народным домом и сквером (на Скорняковской улице) уже размещалось здание нового епархиального женского училища, построенного незадолго до 1911 года, а по красной линии улицы Ямская гора – комплекс больницы Гладковой.

Фасады здания были выполнены архитектором Б. Перетятковичем в стиле «модерн» в кирпичном исполнении. Лицевая кладка высокого качества не была оштукатурена, выполнена с расшивкой швов и до сих пор в очень хорошем состоянии. Сооружение имело прямоугольный план, с выделением главного фасада. В объемно-пространственной композиции здания доминантой являлась сценическая коробка, расположенная в южной части основного объема. Фасады здания имели скромный декор, характерный для стиля модерн с легким налетом «русского стиля» в ряде декоративных элементов.  Композиция главного фасада трехчастная, с выделенным центральным ризалитом, в центре которого расположен небольшой балкон, опирающийся на колонны прямоугольного сечения. Боковые фасады также выделены вертикально расположенными ризалитами при главных входах. Проектом предусматривалась возможность входов в здание с трех сторон, причем боковые фасады имели по два входа.

К 1914 году возводится коробка здания, и частично выполняются отделочные работы. Разбивка парковой зоны также была не завершена полностью, однако часть работ, была выполнена. Следы первоначальной планировки и благоустройства видны в центральной круглой клумбе, вокруг которой установлены металлические фонарные столбы в стиле «модерн» (светильники советского периода) и видны остатки пней от срубленных старых лип, диаметр которых соответствует возрасту около 100 лет и высаженных вокруг клумбы. По-видимому, в это же время были начаты работы по подсыпке и вертикальной планировке площадки, необходимых  для посадок зеленых насаждений на вытоптанной земле бывшей торговой площади и засыпки имеющихся канав и оврагов.

Несмотря на интенсивно ведущиеся строительные работы, финансирования, производившегося Курским  губернским комитетом народной трезвости, было недостаточно для выполнения такого большого объема. Строительство затянулось, и было окончательно приостановлено в связи с началом Первой мировой войны. В  некоторых наскоро отделанных помещениях недостроенного Народного дома разместили военный лазарет.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции бывший Народный дом стал называться Народный дом Совета рабочих и красноармейских депутатов. В Гражданскую войну в здании был развернут сыпнотифозный госпиталь на 400 коек. Здание сильно пострадало в годы гражданской войны – при пожаре сгорела часть западного фасада. Впоследствии, так и не оконченная полностью постройка пустовала до 1924 года.

21 января 1924 года на многолюдном городском митинге, посвященном памяти В.И. Ленина трудящиеся города Курска постановили собрать средства на завершение строительства этого объекта. Необходимо было восстановить сгоревший фасад, отремонтировать кровлю, оконные рамы и наружные двери, а также произвести ремонт парового отопления. Здание было достроено, отремонтировано и введено в эксплуатацию к 1925 году, о чем сообщала газета «Курская правда»: «Сегодня, 23 апреля, в 7 часов вечера состоится открытие «Дома Ильича». Такое имя было присвоено зданию Народного дома в соответствии с модной тогда тенденцией по созданию в каждом городе общественных центров для простого народа. В 1926 году в «Доме Ильича» стала работать широковещательная радиостанция, был организован клуб, в который вошли городской театр, библиотека и музей имени В.И. Ленина.

"Народный дом" (Дом Ильича). Западный фасад. Съемка 20-х годов.

В 1927 году в «Дом Ильича» переехал Курский театр. В 1934 году, вскоре после образования Курской области, театр получил название областного драматического театра, а в 1937 году в столетнюю годовщину гибели А.С. Пушкина ему было присвоено  имя поэта. В 1930-е годы театром руководил ученик К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, заслуженный артист РСФСР,  лауреат Государственной премии СССР Александр Иванович Канин. В эти годы в труппе театра работала народная артистка СССР В.А. Ершова и народная артистка УССР Н.В. Тамарова, а также  заслуженные артисты РСФСР В.А. Южанов, К.Н. Оршанский, Э.К. Чернова, М.А. Черкасова.

В первые дни Великой Отечественной войны в «Доме Ильича» находился штаб истребительного батальона. После освобождения города Курска от немецко-фашистских войск, 9 февраля (на следующий день после освобождения) с балкона здания «Дома Ильича» выступал на митинге командующий 60-й Армией генерал И.Д. Черняховский, о чем говорит памятная доска.

В 1943 году в здании театра возобновляются гастроли. Выступает Московский Новый театр,  хор русской народной песни под художественным руководством Яркова, армейские ансамбли песни и пляски, концертные бригады из тыловых театров. Продолжается работа самого драмтеатра, который только в 1944 году дал 133 спектакля, среди которых: «Генерал Брусилов», «Маскарад», «Олеко Дундич», «Последняя жертва», «Вишневый сад», «Они жили в Ленинграде», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Инженер Сергеев», водевили А.П. Чехова.

В послевоенные годы художественными руководителями театра были заслуженные деятели искусств РСФСР Н.А. Бондарев и А. Добротин, заслуженный артист РСФСР Н.Г. Резников, заслуженный деятель искусств УССР В.В. Бортко. Несколько лет главным художником театра работал выдающийся скульптор, руководитель авторского коллектива мемориала «Брестская крепость-герой», автор памятника В. В.Маяковскому в Москве, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР А.П. Кибальников.

За многие годы в этом здании выступали выдающиеся актеры Малого театра и МХАТа, сцена видела талантливые музыкальные, хореографические и эстрадные коллективы из разных республик страны и из-за рубежа. 8 января 1935 года на первом областном Съезде Советов выступал известный советский писатель Федор Панферов.

25 апреля 1958 года в здании «Дома Ильича» Н.С. Хрущев вручал Курской области орден Ленина и награды передовикам области и саперам, разминировавшим склад боеприпасов около железнодорожного вокзала.

"Театр им. А.С. Пушкина" Главный фасад. Съемка 70-х годов.

Драматический театр им. А.С. Пушкина действовал в здании «Дома Ильича» до 1983 года. С 1983 года здесь располагается Курская областная филармония и театр юного зрителя «Ровесник».

В 1949-50-е годы были проведены работы по восстановлению здания театра: заново отремонтирована крыша, заменены перекрытия под фойе, проведена реконструкция внутренних помещений, отреставрированы интерьеры, переоборудован зрительный зал с ложами, амфитеатром и сплошным балконом на втором и третьем этажах, сцена с прямоугольным порталом. При этом интерьеры здания получили классицистическое звучание, что было характерной практикой для того времени.

Главный вход здания акцентирован небольшими 4-х - гранными колоннами, поддерживающими полукруглый балкон, огражденный коваными решетками между кирпичными столбиками. Представлен высокими дверными проемами с двустворчатыми филенчатыми деревянными дверями с остекленным полукружием в верхней части.

Здание имеет зрительный зал, состоящий из партера амфитеатра, лож в партере и 2-х ярусов с ложами и амфитеатром, сценой и артистическими помещениями с тыльной стороны. К зрительному залу примыкают три фойе, есть еще одно - на втором этаже. Каждое фойе имеют свое название: Центральное, Пушкинское, Щепкинское и Малый зал.

В 2003 – 2006 годах произведен капитальный ремонт всего здания с заменой мебели и отделки зрительного зала, реконструкции сцены и помещений гримерных. Были устроены новые помещения с расположением в них костюмерной, хореографического класса и студии звукозаписи. Произведено инженерное переоборудование помещений.

Цитата

 
23 октября 2016 года
«   »

Ключевые слова

 
подождите...