Родной край - Объекты культурного наследия
Дворцово-парковый ансамбль «Марьино»

Объект культурного наследия федерального значения - «Ансамбль усадьбы Барятинских, XIX в: парк, постройки», расположен по адресу: Рыльский район, п. Марьино, ул. Центральная, д. 1, под государственной охраной состоит в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

 

Дворец построен в 1811-1820 г.г. по проекту архитектора Карла Гофмана. В 1870-е годы перестроен по проекту известного архитектора того времени Ипполита Монигетти. Осуществление проекта он поручил местному архитектору Карлу Шольцу, который успешно завершил ее в 1873 году.

В ходе реконструкции была произведена перестройка дворца, а также сооружена сложной конфигурации лестница, ведущая к террасе второго этажа паркового фасада, которые повлекли за собой перепланировку примыкающей к нему территории. Появилась более сложная планировка у южного фасада дворца, которая дает основание полагать, что к этому времени относится устройство террас в два яруса. На террасах были устроены 2 фонтана: один был украшен бронзовой фигурой тритона, трубящего в раковину в форме рога, а второй — бронзовой скульптурой мальчика, борющегося с гусем.

Во время реставрации, проведенной в 1980-х гг. накладные элементы декора фасадов (венки, гирлянды и т.п.) выполнены заново по моделям сохранившихся подлинников, утраченных на 100 % по их физическому сос­тоянию. Аналогично заменены коринфские капители колонн. Белокаменные базы колонн и пилястр имели утраты до 30 %.

IMG_1052

Главный дом усадьбы представляет собой симметричное трехэтажное здание. Северный фасад с портиком и колоннами на 2-ом этаже ориентиро­ван на въездную аллею. Вместе с полукружьем флигелей создан парадный двор с круглым газоном в центре.

 

Южный фасад, выходящий в парк более живой, тремя террасами спускается к аллее, ведущей к пруду. Слева и справа от аллеи на партере сохранились два фонтана. Вдоль аллеи стоят каменные постаменты для бюстов, которые теперь заменены вазонами

Композиция дворцовых залов развивается от центра со стро­гим соблюдением симметрии. Прямоугольные в плане помеще­ния подчиняются центральному пространственному ядру, зак­лючающему парадный зал, что характерно для зодчих казаковского круга.

Центральную часть главного корпуса дворца на высоту двух этажей занимает огромный парадный зал, имеющий застекленное перекрытие, на котором четко читается рисунок красивой металлической решетки с ритмично повторяющимися ажурными монограмма­ми князей Барятинских и короной.

Над дверями зала плоскости стен украшены замечательными росписями, выполненными в манере гризайль. Они изображают античные сцены на темы «Илиады» Гомера: моление о даровании победы, поход, битву и празднование победы.

 

Зал имеет форму круга, вписанного в квадрат, что дало воз­можность сделать по его углам четыре ниши, предназначенные для установки диванов. По осям этого торжественного зала рас­положены четыре двери, одна из которых была заложена в начале XX века. В настоящее время эта дверь сохранилась лишь со сто­роны зала, но проем, выходящий в коридор, замурован и оштука­турен.

В центре подвешена великолепная хрустальная люстра с че­тырьмя ярусами светильников и гирляндами украшений.

 

Узкий балкон с металлической ажурной решеткой проходит вдоль стен на высоте третьего этажа парадного зала. Отсюда хорошо виден весь зал, красивая люстра и узорная решетка потолка с матовым стеклом. Этот зал имеет хорошую акустику и, вероятно, использовался при домашних концертах и танцах.

Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир, из которых сохранились шкафы на 3 этаже.

В главном корпусе дворца помещения первого этажа сохрани­лись до нашего времени без изменений в пределах капитальных стен. Некоторые из этих обширных, перекрытых каменными сводами залов обладают удивительной акустикой. Два человека, вставшие в противоположных углах этого зала, могут шепотом переговариваться друг с другом, не будучи слышимы в центре помещения. Звук легко передается по диагонали свода, и у собе­седников создается такое впечатление, будто они разговаривают в непосредственной близости.

 IMG_1166  IMG_1168

Эта интересная акустическая особенность всегда привлекает внимание посетителей дворца. Физики называют это явление эф­фектом стоячей акустической волны.

Потолки залов украшены лепниной разных форм. Простенки между дверями и нишами также имеют ленные украше­ния. Сохранились мраморные камины, порталы которых богато украшены резьбой.

 

  

Одновременно со строительством дворца  в 1820 году был разбит пейзажный парк с регулярной частью у дворца. Этот огромный парк, скорее напоминающий естественно выросший лес, был посажен и выращен крепостными крестьянами на их же пахотной земле. Каждый крепостной должен был выкопать в лесу указанные ему 30 деревьев, привезти их в усадьбу, посадить и ухаживать за ними. За порчу или гибель насаждений виновные подвергались суровым наказаниям.

Великолепный парк и огромный пруд являются наиболее живописными достопримечательностями и представляют собой вместе с сооружениями дворца неразрывное целое, ансамбль. Столетние деревья образуют тенистые аллеи, изумрудные лужайки сменяются цветниками, то здесь, то там виднеются колонны и статуи.

Непосредственно около дворца парк имеет геометрически правильную – «регулярную» планировку с широкими и прямыми аллеями, симметрично расположенными парковыми сооружениями и посадками, цветниками и подстриженными деревьями, с широкой каменной лестницей, спускающейся к пруду.

Далее начинается пейзажная часть парка, которая отличается свободной планировкой аллей и дорожек, огибающих живописные берега пруда, холмы и лужайки. В восточной части парка огромная площадь занята крупными купами деревьев.

Имеются сведения о том, что в «Марьино» садовников была бездна, потому что в необъятном и роскошном парке было множество оранжерей и других садовых затей. В письмах князя до 1818 года часто упоминается марьинский садовник Джон Броун, а с 1818 по 1825 г. производилась оживленная переписка с садовниками Никитского сада в Ялте, с садовниками Кишинева, Харькова, Москвы, С.-Петербурга, Веймара и Александрии. Парк создавался в пейзажном «аглицком» стиле. Было построено множество парковых сооружений: плотины, мосты, оранжереи, беседки и т.д.

  

В парке производились посадки древесных насаждений массивами или куртинами различных размеров, но, как правило, круглой или овальной формы в плане. Рядовые посадки деревьев появились еще на 3-х аллеях, в том числе так называемой «докторской». Увеличилась площадь Главного пруда, на котором были сооружены еще 5 островов с переходными мостиками. На одном из них был устроен лабиринт. Кроме того, появился так называемый «Эрмитажный» пруд, на берегу которого было сооружено здание Эрмитажа.

В конце XIX века в России получает развитие новый стиль в искусстве — модерн. Влияние модерна отразилось и на усадьбе «Марьино». В центральной части, в основном около дворца, появились парковые элементы, которые нарушили стиль классической русской усадьбы.

Увлечение ковровыми цветниками и вьющимися растениями проявились в «Марьино» в устройстве цветочного партера и строительстве пергол на террасах, утяжеливших террасы и закрывших парковый фасад дворца.

По сторонам липовой аллеи появились два фонтана, объединенных в единую планировочную композицию роскошным ковровым цветником сложного рисунка, в мягких плавных очертаниях. Липы на аллее были вырублены, по обе стороны от нее устроены боскеты из стриженого кустарника со скульптурой в нишах. Ковровые цветники появились и на террасах и во дворах.

Позже липы на аллеях были восстановлены. Эти элементы, в той или иной степени (очевидно, с изменениями) дошли до 1958 года. Часть пергол, фонтаны и вазы имеются в настоящее время.

 

В парке было множество оранжерей, зверинец, поэтические "кошары" (в западной части парка) для игр детей князя и другие садовые затеи.

Позднее в восточной и южной частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых сохранились. Наиболее живописен так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня, соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому марьинскому пруду.

В 1952-58-х годах на территории усадьбы проводилась большая работа по благоустройству территории: очистка пруда, полная перепланировка дворов, посадка древесно-кустарниковой растительности, закрывающая дворец и по ассортименту не соответствующая исторической. Территория в 207 га была полностью огорожена.

Утрачена часть парка вокруг бывших кошар и Эрмитажного пруда. Послевоенные посадки деревьев в центральной и запрудной частях парка частично нарушили его композиционно-пространственную структуру.

 Частично нарушена система пешеходных дорожек парка.

В ландшафтном парке - круглый и овальный пруды с двумя островками, соединенными тремя мостиками. На одном острове - 16-колонная ротонда (княжеская купальня), на втором - лютеранская кирха.

 Ротонда на искусственном Круглом острове Большого марьинского пруда была построена в 1817 году. Она имеет шестнадцать дорических колонн, перекрытых сферическим куполом. Её архитектура выдержана в строгих формах эпохи классицизма. В центре ее стояла беломраморная статуя «Рождение Венеры», работы итальянского скульптора Карло Финелли (1783-1853), находящаяся сейчас в экспозиции Курского областного краеведческого музея. Летом 1991 года были произведены капитальные работы по укреплению фундаментов колонн и берегоукреплению всего Круглого острова.

 

Кирха построена на искусственном острове, дата ее постройки не установлена. Стиль архитектуры Кирхи можно назвать псевдоготикой, а можно, - неорусским стилем (или русским романтизмом). Исходя из этого, можно предположить, что Кирха построена в середине XIX в.

Достопримечательностью марьинского парка является чугунный монумент «Орел». Он был воздвигнут в 1902-1903 годах князем Виктором Барятинским в память о подвигах А. И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны.

Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников, всего более 180 видов деревьев и кустарников с отдельными деревьями-памятниками природы возрастом до 600 лет.

   

На территории парка со стороны паркового фасада дворца располагалось несколько фонтанов.

С двух сторон террасы в парке перед дворцом находились бронзовые статуи Венеры и Аполлона, до нас не дошедшие.

В 1991- 1993 годах  году скульптором В.Ф. Басаревым были изваяны Венера Марьинская, факсимильная копия статуи, отлитой с античного образца в 1854 г. на заводе Гакмбургера в С.-Петербурге и Бог плодородия Дионис, оригинал, не имеющий прототипов. Обе скульптуры были отлиты скульптором В.Ф. Свеженцевым в Орле и установлены на тех же местах, где ранее находились статуи Венеры и Аполлона.

С 1952 года усадьба используется как санаторий. Сейчас здесь расположен санаторий «Марьино» Управления делами Президента России.

 

Цитата

 
17 апреля 2017 года
«   »

Ключевые слова

 
подождите...