От первого лица — Выступления

Выступление губернатора Курской области А.Н. Михайлова на Среднерусском экономическом форуме

Выступление губернатора Курской области А.Н. Михайлова на Среднерусском экономическом форуме

11 июня 2015 года

Уважаемые участники форума!
Общеизвестно, что государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования по принципу: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.
Необходимость государственного регулирования сегодня не отрицает никто.
Еще в рамках первого Среднерусского экономического форума 2012 года  при обсуждении  вопросов на тему «Государство и бизнес: как достичь баланса интересов всех участников инвестиционной деятельности?» проводилось электронное голосование по вопросу: «Должно ли государство в лице федеральной власти  регулировать процесс размещения новых производств в регионах?», более половины респондентов высказали мнение, что федеральная власть должна регулировать процесс территориального размещения новых производств, подтвердив тем самым важность государственного регулирования.
Но изменяющаяся экономическая и политическая ситуация, введение санкций и контрсанкций на финансовых и товарных рынках, которые спровоцировали  замедление инвестиционной активности в России и ускорение темпов роста инфляции, требуют актуализации государственного регулирования экономики. Поэтому сегодняшний экономический форум посвящен именно этой теме.
В сегодняшних условиях усиление роли государства  в регулировании экономических процессов должно стать гарантом выхода экономики на траекторию устойчивого роста.
Действующая нормативная правовая  база,  как на федеральном, так и на региональном уровнях позволяет нам осуществлять государственное регулирование экономики по многим направлениям, в результате которого получать положительные результаты.
Остановлюсь на некоторых из них, касающихся Курской области.
Важнейшим условием успешного социально-экономического развития региона, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности его экономики является эффективно действующая система государственного стратегического управления.
На сегодняшний день в Курской  области реализуется комплекс программных документов социально-экономического развития: Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года, Программа социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы, Инвестиционная стратегия Курской области до 2025 года,  25  государственных программ Курской области, принят Закон Курской области «О стратегическом планировании в Курской области» и ряд других документов.
Реализация всех этих документов позволила обеспечить позитивную динамику показателей социально-экономического развития области.
За последние 5 лет валовой региональный продукт возрос в 1,3 раза (по оценке); производство промышленной  продукции - в 1,2 раза, производство продукции сельского хозяйства – в 1,7 раза, объем инвестиций – в 1,4 раза, объем работ по виду деятельности «строительство» - в 1,6 раза, оборот розничной торговли – в 1,4 раза.
За этот период среднемесячные денежные доходы на душу населения возросли в 1,6 раза, реальные – в 1,3 раза.
В области продолжается планомерный переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования. Государственные программы являются ключевым механизмом, увязывающим стратегическое и бюджетное планирование региона и основным инструментом достижения поставленных целей.
Удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках государственных программ, в общем объеме расходов областного  бюджета  в 2013 году составлял – 53,8 %, в 2014 году -  97,6 %.
Одно из важнейших направлений государственного регулирования в рамках создания наиболее благоприятных условий для развития отраслей, являющихся «точками роста» региона – государственная поддержка наиболее перспективных секторов экономики.
В рамках государственной поддержки сельского хозяйства за 2010-2014 годы на развитие агропромышленного комплекса области было направлено из всех источников финансирования 18,3 млрд. рублей, в том числе в 2014 году - 5,3 млрд. рублей.
Это позволило области по производству многих видов продукции сельского хозяйства и масштабам модернизации в агропромышленном комплексе в последние годы войти в число лучших регионов Центрального федерального округа
Как результат – итоги развития отрасли сельского хозяйства за 2010 – 2014 годы.  За этот период производство зерна увеличилось в 1,4 раза и в 2014 году составило 4,2 млн. тонн (в весе после доработки), что является вторым показателем в ЦФО и самым высоким за всю историю Курской области. Производство сахарной свеклы за 5 лет возросло в 1,5 раза, урожайность также повысилась в 1,5 раза.
Производство мяса хозяйствами всех категорий за период с 2010 по 2014 год возросло в 3,1 раза и в 2014 году составило более 386 тыс. тонн. По выращиванию  свинины  область занимает второе место в ЦФО.
 Действенным механизмом государственного регулирования  является поддержка малого и среднего бизнеса через государственные программы.
Так, в прошедшем году, направив на господдержку малого и среднего бизнеса около 170 миллионов рублей, мы получили на один рубль бюджетных средств девять рублей налоговых поступлений, восемь рублей инвестиций в основной капитал.
За  пять  последних лет  вдвое увеличилось количество субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей бюджетных субсидий; оборот малого и среднего предпринимательства вырос в три раза.
Изменилась структура малого и среднего бизнеса: возросла доля реального сектора и составляет третью часть, сократилась составляющая торговли (с 79 до 53 процентов).
Оценивая свое финансовое положение и дальнейшие перспективы развития бизнеса, субъекты малого и среднего предпринимательства отмечают острую необходимость в дополнительных финансовых ресурсах.
Важной мерой господдержки, особенно для начинающих предпринимателей, является предоставление микрозайма в сумме 1 млн. рублей под небольшие проценты. Такой объем, на мой взгляд, недостаточен в сегодняшних условиях.
На недавно прошедшем Госсовете по вопросам развития малого и среднего предпринимательства Курской областью Президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину был передан перечень предложений, в числе которых – увеличение сумму микрозайма до 3 млн. рублей.  Приятно отметить, что оно вошло в итоговый документ Госсовета. Рассчитываю, что на федеральном уровне такое предложение будет поддержано.
Также Президентом дано поручение Правительству провести анализ существующих неналоговых платежей. И как вы знаете, принято решение о введении моратория на ряд платежей в сфере экологии, транспорта и энергетики, что позволит бизнесу сэкономить ресурсы и направить их на свое развитие.
Еще одно важное решение для бизнеса – налоговые каникулы сроком на 2 года для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Такой государственный проект, можно сказать ключевой, для вовлечения населения, особенно молодежи, в предпринимательскую деятельность.
Вот вам примеры государственного регулирования региональной экономики.
Однако для оптимизации действий субъектов регулирования экономики необходимо принятие  на федеральном уровне дополнительных мер.
Важнейшее значение имеет совершенствование процессов государственного регулирования развития промышленного комплекса, как базы технологической модернизации и инновационных преобразований в экономике.
Сегодня угрожающие размеры приобретает использование в России контрафактной продукции. Так, на розничном рынке на нелегальный импорт и незаконно произведенную продукцию легкой промышленности приходится около     35 %.
С недобросовестной конкуренцией сталкиваются и производители других отраслей промышленности. В качестве примеров можно привести ЗАО «Курский электроаппаратный завод» и ОАО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры».
Для борьбы с контрафактной продукцией необходимо:
- поручить Минпромторгу РФ ускорить введение  системы идентификации продукции легкой промышленности, что позволит отследить путь продукции от производителя до продавца;
- внести поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в  части участия в конкурсах только производителей товаров и услуг и их официальных дилеров.
Анализ существующих проблем и мирового опыта свидетельствует о необходимости государственной поддержки российской подшипниковой отрасли, продукция которой сегодня в значительной степени завозится из-за рубежа. Но без возрождения этой отрасли  невозможно развитие отечественного машиностроения и приборостроения. В связи  с этим необходимо:
- регламентировать процедуры закупок в части поставок продукции для оборонного комплекса, естественных монополий и других  стратегически важных отраслей промышленности,  сохранить и расширить преференции для поставщиков конкурентоспособных российских подшипников;
- разработать меры государственного содействия процессам модернизации и технического перевооружения, создания новых мощностей по производству подшипников, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставляемым на эти цели;
- исключить возможность реэкспорта подшипников из стран, не имеющих собственного производства.
Для повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса, необходимо на федеральном уровне принять  меры по:
обеспечению полноценного финансирования Государственной программы 2013-2020 и реализации заложенных в ней мероприятий;
обеспечению стимулирования спроса на отечественное сельскохозяйственное сырье и продовольствие;
снижению ставок по предоставляемым сельхозтоваропроизводителям кредитам;
реформированию системы закупок продовольствия для государственных нужд.
Одним из ключевых положений в Послании Федеральному Собранию Президента России В.В. Путина на 2015 год стала тема импортозамещения.
Администрацией области совместно с предприятиями промышленности и агропромышленного комплекса разработан региональный план содействия импортозамещению.
Однако дальнейшее развитие импортозамещающей деятельности требует серьезных финансовых вложений, поэтому предприятиям необходима поддержка федерального центра, направленная на комплексное решение проблем приобретения импортного оборудования, импортных материалов и комплектации, а также оперативная разработка и обеспечение финансовыми ресурсами соответствующих федеральных программ.
Правительством Российской Федерации такие экономические стимулы активно прорабытываюся: это и фонд развития промышленности, субсидирование части затрат предприятий по уплате процентных ставок по кредитам (а они сегодня очень высокие), поддержка НИОКР.
Но и самому бизнесу необходимо повышать оперативность в работе.
В условиях сокращения бюджетных доходов и расходов важнейшее значение имеет более широкое использование частных финансовых средства для строительства объектов инфраструктуры и социальных объектов на принципах государственно-частного партнёрства. Однако,  до настоящего времени федеральный закон по этому важнейшему направлению не принят. Считаю, что этот вопрос в ближайшее время должен быть решён, принятие закона должно быть ускорено.
Чрезвычайно важной государственной задачей, на наш взгляд, является  принятие мер, направленных на сдерживание роста цен, в первую очередь, на потребительском рынке.
В связи с этим на федеральном уровне необходимо:
- расширить регулирующие функции государства в области ценообразования на продовольственные товары, наиболее значимые непроизводственные товары, в том числе на лекарственные средства и изделия медицинского назначения путем установления: фиксированных цен (тарифов); предельных цен (тарифов); предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф); декларирование цен (тарифов);
- предусмотреть передачу полномочий по регулированию цен на отдельные виды товаров органам государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тема государственного регулирования неисчерпаема. Завершая своё выступление, хочу подчеркнуть, что в последние годы благодаря инициативам Президента Российской Федерации, деятельность государственных органов кардинально изменилась: она стала более открытой, более восприимчивой к мнению бизнеса. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти области  по обеспечению благоприятного инвестиционного климата с самым широким участием экспертов из предпринимательского сообщества, внедрение процедур оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, работа общественных советов при органах исполнительной власти, активное участие общественных организаций в обсуждении принимаемых экономических решений  – всё это факторы их оптимизации в интересах государства, бизнеса и в конечном счете в интересах наших граждан.
Сегодня не стоит вопрос: нужно или не нужно участие государства в регулировании экономики. Необходимо чётко определить, как должна меняться эта функция органов власти, как должны выстраиваться приоритеты, какие формы и механизмы  эффективней использовать в вопросах государственного регулирования.
Приглашаю к обсуждению этих вопросов и, надеюсь, что оно будет конструктивным и полезным, как для власти, так и для бизнеса.

версия для печати

Вернуться к списку выступлений

Цитата

 
14 августа 2017 года
«   »

Ключевые слова

 
подождите...